Комитет Госдумы поддержал законопроект правительства с изменениями в ст.144 Трудового кодекса. Документ разработан в соответствии с поручением президента и наделяет кабмин правом устанавливать требования к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В первую очередь его нормы затронут работников здравоохранения, сообщила пресс-служба комитета.
Существующая структура заработной платы медицинских работников не оптимальна, в разных регионах доходы врачей одних и тех же специальностей и типов учреждений сильно разнятся. Если предложенный правительством законопроект будет принят, будут установлены единые требования к структуре заработной платы, перечням стимулирующих и компенсационных выплат и условиям их назначения. Проект предполагает поэтапное внедрение отраслевой системы оплаты труда в 2021–2025 годах.
Комитет признал целесообразным рассматривать именно законопроект правительства как базовый для повышения гарантированного уровня оплаты труда работников здравоохранения.
Большинство членов комитета сошлись во мнении, что законопроекты, внесенные думскими фракциями «Справедливая Россия» и КПРФ, не содержат системного подхода к совершенствованию оплаты труда бюджетников, не соответствуют действующим нормам Трудового кодекса и могут ухудшить положение отдельных категорий медработников.
Глава комитета Дмитрий Морозов подчеркнул, что задача депутатов не только изменить соотношение оклада и надбавок в зарплате медиков и других бюджетников, но добиться реального ее увеличения в ближайшие годы. «Без этого мы не сможем двигаться вперед. Это вопрос национальной безопасности. И законопроект, внесенный правительством, должен стать новой кристаллической решеткой, которая упорядочит все вопросы оплаты труда», – сказал Морозов.
Замглавы Минтруда Андрей Пудов добавил, что правительство также будет определять перечень сфер, к которым применят формат отраслевой оплаты труда (первыми будут здравоохранение и образование). Он также подчеркнул, что наделение правительства полномочиями, указанными в законопроекте, – это не обязанности, а именно права, к которым кабмин сможет прибегнуть по необходимости.
Напомним, в марте этого года Минтруда вместе с Минэкономразвития и Минздравом уведомили о разработке законопроекта о наделении правительства полномочиями устанавливать требования к системам оплаты труда работников региональных и муниципальных медучреждений. С 2005 года регулирование систем оплаты труда госучреждений субъектов относится к компетенции регионов, а для муниципальных учреждений эти вопросы регулируют органы местного самоуправления. Законопроект отдаст эти полномочия Правительству России. Предполагалось, что соответствующий закон вступит в силу в декабре 2020 года.
В декабре прошлого года вице-премьер Татьяна Голикова, объясняя разницу в зарплатах врачей даже в отдельно взятом субъекте, заметила, что оклады устанавливаются не только на уровне территории, но и на уровне руководителя ЛПУ, коллективного договора. Она пообещала, что поручение Владимира Путина кабинету министров обеспечить внесение в Трудовой кодекс изменений, которые наделят правительство полномочиями устанавливать требования к отраслевым системам оплаты труда, будет реализовано к сентябрю 2020 года.
Ранее, в октябре 2019-го тогдашний министр здравоохранения России Вероника Скворцова сообщила журналистам, что оптимальную структуру заработной платы Минздрав разработал еще в 2014 году, но внедрить ее не может из-за отсутствия полномочий. «За методологию отвечает Минздрав России, а за ее использование – регионы», – пояснила она.
Не раз поднимавший зарплатный вопрос Общероссийский народный фронт, возглавляемый Леонидом Рошалем, видел решение проблемы в повышении доли оклада в зарплатах медиков минимум до 70–75%. Рошаль приводил в пример опыт СССР, когда зарплата медиков по всей стране была одинаковой, разнились только компенсационные выплаты в связи с условиями труда.
Источник:
«Медицинский вестник»